Как оценить юзабилити сайта

Оценка юзабилити сайта проводится с помощью самых разных методов, большинство из них предполагает работу с пользователями.

Например:

  1. Работа с фокус-группами – свободное непринужденное обсуждение проекта группой от 6 до 8 или от 8 до 12 человек. В результате удается составить достаточно точную картину непосредственной реакции пользователей сайта, ведь любые эмоции при групповом общении проявляются ярче. Недостаток метода – субъективность.Оценка юзабилити сайта методом фокус-групп
  2. Возможна работа с каждым пользователем отдельно. Приглашается группа пользователей, каждому из которых обеспечивается доступ к сайту и дается задача. По ходу выполнения задачи пользователь должен озвучивать все мысли, предположения, предложения, впечатления, которые у него появляются. Все высказывания фиксируются, затем подготавливается обобщающий отчет. Этот метод позволяет оценить юзабилити сайта «здесь и сейчас», в отличие от, например, опроса при помощи анкет или интервью.Оценка юзабилити сайта пользователями
  3. На ранних этапах создания сайта достаточно доступным по цене и эффективным способом является заполнение бланков в свободной форме. Пользователей просят описать, как они представляют свою работу с сайтом, либо описать свои впечатления от демо-версии сайта. Метод, действительно, недорогой, ведь работа специалистов потребуется только при обработке результатов, но у него есть ряд недостатков, среди которых на первом месте высокая погрешность. Представления пользователей могут значительно отличаться от их будущих реальных действий на сайте.Анализ юзабилити сайта с помощью опросов в свободной формеПри выборе способа оценки юзабилити следует взвесить его эффективность и затраты, которые понадобятся на его проведение. Большинство вышеперечисленных способов достаточно дороги и предполагают следование четкому плану. Любое упрощение процедуры исследования делает его бессмысленным.

Работа с экспертами

Также возможна экспертная оценка – этот способ намного доступнее. Для работы приглашается относительно небольшая группа специалистов, например, 5-6 человек. В большем количестве экспертов нет необходимости, они просто начнут повторять выводы друг друга, даже если работают независимо.Экспертная оценка юзабилити сайта

Один из экспертных методов – это эвристическое исследование, оно предполагает работу группы экспертов, которые анализируют юзабилити сайта отдельно друг от друга, никак не сообщаясь. Ни один эксперт, как бы хорош он ни был, не в состоянии найти все слабые места в юзабилити проекта. Да, возможно, что определенные выводы некоторых специалистов будут совпадать, но не на сто процентов.

Этот метод позволяет достаточно точно определить, насколько пользовательские характеристики соответствуют эвристическим принципам юзабилити (эвристическими они называются, потому что выработаны на основе наблюдений и разрабатываются отдельно для каждого проекта, в зависимости от его особенностей).

Экспертный анализ юзабилити сайта является более дешевым и универсальным способом, нежели работа с потребителями. Он подходит для любого проекта, а также может помочь оптимизировать затраты на оценку, особенно если его скомбинировать с другими методами исследований.

Популярные статьи категории "SEO"